В основе ОАТ-синдрома лежит три различных, но связанных между собой изменения в спермограмме.

• Олигозооспермия – снижение концентрации сперматозоидов менее 15 млн/мл
  • Астенозооспермия – снижение подвижности сперматозоидов, менее 32 % прогрессивно подвижных (PR по критериям ВОЗ 2010 или категории A+B по предыдущим нормам ВОЗ) или общей подвижности ниже 40 %.
  • Тератозооспермия – повышение концентрации сперматозоидов с измененной морфологией выше 4 %. Оценка морфологии должна выполняться по строгим критериям Крюгера.

Причиной ОАТ-синдрома могут становиться различные заболевания или состояния.

Варикоцеле

В основе варикоцеле лежит варикозное расширение вен гроздьевидного сплетения в мошонке, которое приводит к застою венозной крови, перегреванию яичек, нарушению питания органов мошонки, развитию оксидативного стресса, что может серьезно сказаться на процессе развития и созревания сперматозоидов.

Нарушения гормонального фона

Чаще всего гормональные нарушения у мужчин проявляются в виде гипогонадизма (снижение уровня тестостерона). Причины его могут быть различными, начиная от физиологического возрастного снижения и до гипогонадизма вследствие повреждения ткани яичка в результате травмы или воспаления (например, ИППП или эпидпаротит).
При этом изменения уровня эстрогенов и пролактина также могут быть причиной развития ОАТ-синдрома.

Инфекции, в том числе половые

Основной механизм воздействия инфекций на сперматогенез заключается в повреждении или нарушении работы клеток, участвующих в развитии и созревании сперматозоидов. Вызывая воспаление, бактерии или вирусы разрушают клетки яичек и/или их придатков, что приводит к неправильному развитию сперматозоидов, а воспаление в предстательной железе (простатит) и семенных пузырьках (везикулит) – к нарушению состава спермы, что снижает подвижность сперматозоидов, а также влияет на степень фрагментации ДНК сперматозоидов.

Генетические мутации

Чаще всего мы встречаемся с микроделециями AZF локуса короткого плеча Y-хромосомы, мутациями гена муковисцидоза CFTR, реже – с изменениями кариотипа. В зависимости от выраженности и вида мутаций мы можем наблюдать у мужчины ОАТ-синдром или как крайнюю степень – азооспермию (отсутствие сперматозоидов в эякуляте).

Другие причины

Существует также ряд других причин развития ОАТ-синдрома. Несмотря на то, что они встречаются реже, каждая из них требует обследования.

• Эндокринные нарушения: гипотиреоз, сахарный диабет.
  • Вредные привычки: злоупотребление алкоголем, курение, употребление наркотических препаратов.
  • Профессиональные вредности, неблагоприятная экологическая обстановка, а также прием некоторых токсических лекарств, от антибиотиков до химиотерапии.
  • Хронические заболевания, стресс и многие другие факторы.

К сожалению, примерно в 30 % случаев причину олигоастенотератозооспермии установить не удается.

Диагностика

Диагноз ОАТ-синдром установить не сложно, его ключевые признаки (писали о них выше) легко выявляются эмбриологом при проведении спермограммы. Основой диагностики являются правильная подготовка к сдаче спермограммы и качественная андрологическая лаборатория, такая как в нашей клинике.

Выявление же причин ОАТ-синдрома – процесс более сложный, зачастую длительный и многоступенчатый, поэтому на данном этапе необходимо обратиться к врачу урологу-андрологу, который составит план обследования, правильно оценит его результаты, что позволит назначить эффективное лечение.

Лечение ОАТ-синдрома

В лечении ОАТ-синдрома, как и в лечении большинства причин мужского бесплодия, существует несколько основных направлений.

В первую очередь, необходимо устранить основное заболевание, которое привело к развитию олигоастенотератозооспермии: операция при варикоцеле, антибактериальная и противовоспалительная терапия при простатите, антиоксиданты при повреждении ДНК и т.п., прекратить воздействие вредных факторов на сперматозоиды (чаще всего – бросить курить), оптимизировать образ жизни, в том числе половой.

При недостаточной эффективности, а также в случаях, когда бесплодие связано с эндокринными нарушениями, применяется стимуляция сперматогенеза с помощью гормональных препаратов. В целом это те же препараты, которые используют гинекологи-репродуктологи при стимуляции суперовуляции в цикле ЭКО. Назначая их по специальной схеме, можно добиться значительного улучшения качества спермы. Схемы гормональной терапии довольно сложные, всегда подбираются индивидуально, и назначить их могут только андрологи с большим опытом работы.

Вспомогательные репродуктивные технологии при ОАТ-синдроме могут применяться как в случае неэффективного консервативного лечения, так и в случае, когда мужчина по каким-либо причинам не может или не хочет получать терапевтическое лечение. В таком случае даже при значительно выраженном ОАТ-синдроме возможно проведение ЭКО с ИКСИ или ЭКО с ИКСИ+ПИКСИ, однако стоит отметить, что эффективность ЭКО с предварительной терапевтической подготовкой мужчины намного эффективнее, чем без нее.

• Заполните онлайн-форму записи на прием к любому специалисту.
    Мы перезвоним вам, чтобы подтвердить запись
  • Заполните несложную форму обратного звонка, и мы перезвоним вам в ближайшее время.
  • г. Москва, Шмитовский проезд, д. 3, стр. 1, эт. 2
    +7 (495) 775-73-73