ЭКО — очень актуальная и востребованная тема, которая, тем не менее остается окружена множеством мифов и вопросов. Мы в этом убедились, когда получили огромное количество откликов на публикацию материалов об ЭКО в наших социальных сетях. Поэтому мы решили, что эту тему нужно раскрыть подробнее, ответить на самые популярные вопросы, которые задают пациенты на консультации, и развеять самые популярные мифы.
Миф 1: существуют способы повысить антимюллеров гормон.
Если ответить совсем коротко, то повысить уровень антимюллерова гормона невозможно никакими способами по законам биологии. Женщина рождается с определенным количеством яйцеклеток, а антимюллеров гормон — это субстанция, которая выделяется преантральными фолликулами, количество которых ограничено и уменьшается со временем.
Никаких способов получить эти фолликулы заново нет. Поэтому единственные два состояния, которые могут быть у антимюллерова гормона, — это либо такое же, либо ниже. И если мы видим, что у пациентки происходят какие-то колебания уровня антимюллерова гормона, то это связано исключительно с реактивами лаборатории (кстати, даже в одной лаборатории могут использоваться разные реактивы). Но реальное повышение уровня антимюллерова гормона невозможно ни при каких обстоятельствах.
Миф 2: ЭКО гарантирует наступление беременности.
К большому сожалению, это не так. Самый значимый и точно доказанный критерий эффективности программы ЭКО — это возраст женщины в паре. Чем старше женщина, тем ниже ожидаемая эффективность.
К сожалению, такова ситуация во всех клиниках, во всех странах мира, и пока такая тенденция очень сложно преодолевается. Это важно понимать и приходить делать ЭКО вовремя. Существует совершенно четкая корреляция, что чем раньше начинаем, тем легче получить беременность при любых, даже самых тяжелых прогнозах.
Миф 3: программа ЭКО значительно истощает овариальный резерв
Часто пациентки боятся, что после стимуляции и пункции истощится запас фолликулов, их не останется в яичниках и вскоре, соответственно, начнется климакс. На самом деле эти опасения напрасны. И, чтобы их развеять, давайте разберем механизмы работы яичников.
Если мы берем стандартный менструальный цикл, в котором не проводится стимуляция, в нем должен вырастать и овулировать только один фолликул. И есть такое заблуждение, что только он один и тратится за этот цикл.
В реальности это не так. Абсолютно у каждой женщины с началом менструации в рост запускается определенное количество фолликулов, так называемый пул. В разном возрасте этот пул может быть разным. Например, в 25 лет этот пул может быть в 25–30 фолликулов, а после 40 лет — уже 2–3 фолликула. Под действием фолликулостимулирующего гормона из этого пула выбирается один фолликул, который начинает расти быстрее остальных и выделять эстрадиол. Тем самым он подавляет рост остальных фолликулов. Таким образом, один фолликул вырастает и овулирует, а все остальные, входящие с ним в один пул, уходят в обратное развитие, то есть, по сути, погибают. Поэтому в любом случае в каждом менструальном цикле у любой женщины расходуется определенное количество фолликулов — этот самый пул.
Что же происходит в программе ЭКО, в чем смысл этой стимуляции? Мы вводим женщине препарат фолликулостимулирующего гормона и повышаем чувствительность к этому гормону у всех этих фолликулов, которые при обычном цикле могли бы уйти в обратное развитие. Таким образом, в программе ЭКО мы можем использовать те фолликулы, которые в любом случае потратились бы в этом цикле. Поэтому ни стимуляции, ни пункции никаким образом не истощают резерв. Мы лишь чуть-чуть обманываем природу в этой ситуации и просто используем те фолликулы, которые совершенно точно самостоятельно погибли бы в этом конкретном цикле.
Миф 4: если сделать ЭКО, то родится двойня или тройня.
Этот миф родился много-много лет назад, когда еще не было такого уровня развития эмбриологических лабораторий, не были толком разработаны схемы стимуляции, не было таких эффективных препаратов, которые есть сейчас. 10–20 лет назад существовало такое понятие, как «беременность любой ценой» и практиковались жесткие схемы стимуляции. Чтобы повысить эффективность ЭКО, переносили и два, и три эмбриона, и в результате у женщин наступали многоплодные беременности. И это не так хорошо, как может показаться.
Эта тема еще активно поднималась в СМИ, которые говорили о негативных последствиях ЭКО. Но, повторимся, эти последствия были связаны именно с многоплодной беременностью, которая по определению протекает сложнее.Сегодня во всем мире отказываются от переноса больше чем одного эмбриона. И мы в нашей клинике крайне редко переносим больше чем один эмбрион.
Бывают ситуации-исключения, но если мы говорим про “среднюю температуру по больнице”, то мы придерживаемся той точки зрения, что, если условия для наступления беременности есть, она наступит при переносе одного эмбриона. Если же условий для наступления беременности нет, она не наступит и при переносе двух.
Глядя на статистику наших пациентов по перинатальным исходам, мы очень довольны одноплодными беременностями. Женщины их достаточно хорошо переносят и легко рожают. Есть много научных работ, в которых доказывается, что при переносе более чем одного эмбриона не улучшаются никакие показатели. То есть нельзя сказать, что если вы перенесете два эмбриона, то у вас увеличится вероятность наступления беременности. Все зависит от качества эмбриона и от готовности эндометрия. В условиях хорошей эмбриологической лаборатории мы чаще всего совершенно спокойно переносим один эмбрион.
Если мы говорим про законодательство, то существует приказ Минздрава, по которому в полость матки мы не можем переносить больше двух эмбрионов. У нас были пациенты, которые требовали перенести им три или четыре эмбриона, но в таких случаях мы были вынуждены отказать. Не хочется расставаться с пациентами, но нарушать законодательство мы не можем.
Миф 5: дети, рожденные с помощью ЭКО, имеют больше проблем со здоровьем и отклонений в развитии.
Они отслеживают здоровье детей, рожденных после ЭКО, уже на протяжении 30–40 лет. Все данные очень внимательно и строго проверяются. И по всем этим регистрам не наблюдается никакой разницы в здоровье детей, рожденных после ЭКО, и их сверстников, рожденных естественным путем.Большая часть проблем с развитием или здоровьем после ЭКО связана с осложнениями многоплодных беременностей (про них мы говорили в предыдущем мифе). Поэтому, если стараться получать одноплодную беременность, вероятность того, что она вообще хоть как-то будет отличаться от беременности, наступившей естественным путем, крайне низка. Сейчас проведение ЭКО, криопротокола стало настолько комфортно и удобно, что, если не знать о том, как наступила беременность, отличить беременность с помощью ЭКО от естественной практически невозможно.
И отдельно хотим обратить внимание на миф, что дети, рожденные с помощью ЭКО, оказываются бесплодны. Это не так, это противоречит всем данным, всем законам биологии, и даже непонятно, откуда берутся такие идеи. Процедуры ЭКО проводятся уже 40 лет. По данным статистики, во всем мире уже практически 5 млн детей рождены после ЭКО, и у многих из них есть свои дети, рожденные естественным путем. Так что эти опасения — не более чем городская легенда.
Миф 6: программы ЭКО провоцируют в дальнейшем онкологические заболевания.
Здесь можно дать простой и чёткий ответ: никакой связи никто не доказал. Если мы возьмем любые исследования хорошего уровня доказательности, то есть не бульварные газеты, не сплетни в интернете, а серьезную медицинскую статистику, на которую тратились даже не миллионы, а миллиарды долларов во всех странах мира, то никакой связи ЭКО и онкологии в ней не обнаружим. И давайте попробуем просто логически поразмышлять: на борьбу с онкологией сейчас брошены огромные силы и средства. И если бы существовали объективные данные, что ЭКО может провоцировать онкологические заболевания, во всем мире бы эта проблема звучала во всеуслышание.
Есть такое, возможно, не совсем этичное выражение, что «у каждого есть свой рак, но не каждый до него доживает». Фраза утрирована, но в ней есть доля истины. И конечно, обнаружение онкологического заболевания может просто хронологически совпасть с проведением программы ЭКО. Но при этом они никак не связаны, и, к сожалению, от рака сейчас никто не застрахован.
Кроме того, хочется отметить, что любая медицинская процедура ассоциирована с риском. Современная медицина, к сожалению, всегда потенциально имеет определенный процент осложнений. И для того, чтобы снизить риск любых негативных последствий, не обязательно связанных с онкологией, мы и проводим тщательные предварительные обследования, которые позволяют свести эти риски практически к нулю.
И раз мы заговорили о рисках в целом, хотелось бы обратить внимание на безопасность препаратов, поскольку по этой теме у пациентов возникает много страхов. Применение препаратов — это один из самых серьезных вопросов в медицине. Неслучайно существует фармакологический контроль безопасности и регулярно проводятся соответствующие исследования и проверки. Все побочные эффекты, которые могут быть, описаны в инструкциях. Медики о них прекрасно осведомлены и учитывают при назначении. Все препараты, которые мы применяем для ЭКО, соответствуют требованиям безопасности и имеют минимально возможные риски.