Безопасность и необходимость вакцинации от Covid-19, пожалуй, самая животрепещущая тема последних нескольких недель. Сегодня мы отдельно поговорим о том, делать ли прививку от коронавируса перед ЭКО, при планировании беременности, а также уже беременным женщинам.

Мы не будем говорить о том, нужна ли вакцинация в принципе, мнение команды Remedi единогласно — она необходима. Сегодня уже ни у кого не должно быть сомнений, что только вакцинация поможет нашему обществу остановить развитие той эпидемиологической ситуации, в которой мы сейчас находимся.

Беременные и планирующие беременность женщины являются большой группой, с недоверием относящейся к прививке. Они боятся, что вакцина негативно скажется на их возможности зачать и выносить здорового ребёнка. Однако эти опасения беспочвенны. В мае 2021 года в американском медицинском издании «Fertility and Sterility» вышла научная статья, где авторы убедительно показали, что ни перенесённый коронавирус, ни вакцинация не нарушают возможность наступления беременности. В инструкции к вакцинам от Covid-19 вы, вероятнее всего, даже не найдёте отдельного пункта для планирующих беременность. Это связано с тем, что в медицине к ним чаще всего относятся, как к обычным пациентам, поскольку действие вакцины никоим образом не связано с зачатием и не влияет на фертильность. Тем не менее Американская организация «Центр по контролю и профилактике заболеваний США» (CDC) даже выделяет группу планирующих беременность как рекомендуемую к вакцинации. Специалисты организации рекомендуют прививаться обоим партнёрам в паре и утверждают, что начинать попытки зачатия (как естественного, так и с помощью ЭКО) можно уже сразу после завершения вакцинации. При этом прививка считается безопасной, даже если беременность наступила в период вакцинации. Аналогичные рекомендации даёт и Ассоциация Великобритании. Поэтому на вопрос «Можно ли делать прививку от ковида перед ЭКО?» мы отвечаем положительно.

Стоит ли делать вакцину до переноса, если уже сданы ооциты?

Сегодня мы рекомендуем всем пациентам клиники Remedi, не имеющим чётких медицинских противопоказаний, пройти вакцинацию от Covid-19. Прививка от коронавируса перед ЭКО не обязательна, но желательна. Женщины, находящиеся в сегментированном протоколе ЭКО, могут сначала пройти пункцию фолликулов и забор яйцеклеток, после чего взять один месяц на отдых, за который пройти вакцинацию от коронавируса. Уже на следующий месяц они смогут перейти к вступлению в протокол.

Можно ли беременным вакцинироваться препаратом «Спутник V»?

Министерство здравоохранения РФ допустило использование вакцины «Спутник V» для беременных женщин. Однако вакцинация рекомендуется именно женщинам, у которых риск осложнения от коронавирусной инфекции превышает риск от прививки. Мы в первую очередь рекомендуем делать прививки тем, кто страдает избыточным весом, артериальной гипертензией или сахарным диабетом.

Требуется ли ревакцинация перед ЭКО?

На данный момент чёткий порядок ревакцинации в нашей стране ещё не определён. На наш взгляд, если вакцинация от Covid-19 уже была выполнена, то в настоящее время ревакцинация не требуется.

Через какое время после вакцины можно планировать беременность?

С медицинской точки зрения приступать к вступлению в программу ЭКО можно через 2-3 недели после вакцинации.

Какую российскую вакцину лучше выбрать сегодня?

В данный момент среди тех вакцин, которые используются в России, наиболее эффективной с точки зрения формирования иммунной защиты и наиболее исследованной является «Спутник V».

При каком количестве антител после перенесённой болезни нужно вакцинироваться?

Сегодня нет никаких точных данных о том, какого количества антител достаточно для борьбы с коронавирусной инфекцией. Переболевшим Covid-19 мы рекомендуем вакцинироваться по прошествии 180 дней после окончания болезни.

Нужно ли вакцинироваться беременным женщинам?

Часть фармкомпаний и международных организаций, занимающихся вакцинацией, уже выступили с рекомендациями, касающимися вакцинации беременных. Pfizer рекомендует вакцинировать всех беременных женщин. Moderna, AstraZeneca и CDC так же, как и Министерство здравоохранения РФ, рекомендуют вакцинировать женщин с повышенным риском заболевания коронавирусной инфекцией и повышенным риском развития этого заболевания в тяжёлых формах. Важно понимать, что хотя коронавирусная инфекция не оказывает влияния на плод, сами беременные женщины находятся в группе повышенного риска. При тяжёлом протекании болезнь так или иначе затронет и маму, и малыша, поэтому принимать решение о вакцинации необходимо, взвесив все риски.

Вы ссылаетесь на британские и американские исследования, но они, вероятно, дают информацию по зарубежным вакцинам, а откуда информация о безопасности «Спутник V» для фертильности?

Важно понимать, что «Спутник V» — не самодельная вакцина. Вакцины на аденовирусном векторе выпустили и другие компании, например, американская компания «Johnson & Johnson». Её вакцина работает абсолютно так же, как и российская. По тому же принципу построена и вакцина AstraZeneca, которая имеет точно такую же структуру. Вакцины профилактики используются во всем мире более 150 лет, и благодаря им были успешно побеждены многие заболевания. Среди них есть и аденовирусные векторные вакцины, по результатам использования которых, нет оснований предполагать вероятность их негативного воздействия на фертильность.

Влияет ли прививка от коронавируса на уровень АМГ?

Сама по себе прививка никак не влияет на овариальный резерв, так же как и перенесённый в лёгкой или средней форме Covid-19. Однако если заболевание протекало в тяжёлой форме, а для лечения применялось большое количество препаратов, то некоторые из них действительно могут оказать отрицательное воздействие. Сама по себе вакцинация от COVID-19 перед ЭКО не отразится на успешности лечения.

Какие сегодня есть противопоказания к вакцинации?

Среди основных противопоказаний значатся аутоиммунные заболевания в стадии обострения, выраженная аллергическая реакция на какой-то из компонентов вакцины в анамнезе, обострение каких-либо хронических заболеваний, либо заболевание в активной стадии лечения, например, химиотерапия.

Могут ли отказать в ЭКО по ОМС без вакцинации?

Наша клиника Remedi не предоставляет услугу ЭКО по ОМС, поэтому не можем дать абсолютно точный ответ. Однако мы предполагаем, что такая ситуация не должна произойти по причинам добровольного характера вакцинации.

Нужно ли вакцинироваться кормящим женщинам?

Министерство здравоохранения РФ не рекомендует вакцинировать кормящих женщин. Впрочем, эта ситуация допустима. Если говорить о мнении других стран, то в Европе и США, напротив, этой группе рекомендуют пройти вакцинацию. Мы же считаем, что если кормящая женщина имеет возможность спокойно и достаточно изолированно от общества перенести период кормления, то прививаться не обязательно.

Что вы думаете о вакцине «КовиВак»?

По данной вакцине сейчас проходит период клинических испытаний, поэтому уже скоро мы сможем получить данные о её эффективности по образованию антител. Уже по результатам исследования будет определена группа пациентов, которой будет рекомендован «КовиВак». На наш взгляд, данная вакцина должна показать высокую эффективность.

У меня генетическая форма тромбофилии со слабым воздействием на гемостаз. Допустима ли в моём случае вакцинация?

В вашем случае оценить возможность вакцинации должен врач-терапевт. Однако если у вас не было эпизодов тромбоза до настоящего времени, то носительство гетерозиготной мутации Лейтона или мутации гетеротрофии не является показанием к вакцинации.

Можно ли использовать беременность как медотвод

Тут всё зависит от того, по какой причине вам нужен медотвод. Например, это возможно, если вакцинации требует работодатель. Сама по себе беременность не является медотводом, однако, учитывая беременность, вы можете воздержаться от вакцинации от коронавируса.

Может ли коронавирусная инфекция матери передаться через плаценту ребёнку?

В настоящее время считается, что коронавирус не проникает через плаценту и не поражает плод во время беременности. Какие-либо данные, доказывающие обратное, отсутствуют.