Гиперпластические процессы эндометрия: гиперплазия, полип эндометрия – одна из частных причин проблем деторождения. Обычно диагностируется в ходе обычного ежегодного контроля за состоянием собственного здоровья (диспансеризация), в ходе подготовки к планированию беременности или в ходе обследования по поводу проблем репродукции. Иногда от женщины с гиперпластическим процессом эндометрия можно услышать жалобы на нерегулярные кровяные выделения из половых путей, «кровомазания». Но чаще всего заболевание протекает бессимптомно. С теми, кро планирует беременность – понятно: необходимо предпринимать меры по устранению патологии. А чем же заболевание опасно если женщина не планирует беременность? Опасность любого гиперпластического процесса в повышении риска рака матки. Особенно у женщин элегантного возраста: в перименопаузе и постменопаузе.

Заболевание выражается в увеличении толщины эндометрия (локально - в одном месте слизистой матки – при полипах эндометрия или диффузно – по всей или по большей части поверхности слизистой тела матки – при гиперплазии эндометрия), изменении его строения. То есть, эндометрий не соответствует фазе цикла, физиологическому статусу женщины (например, в постменопаузе).

Полип эндометрия – самый распространенный вариант гиперпластического процесса эндометрия, который встречается у женщин. Может дать о себе знать нециклическими кровотечениями (любой интенсивности, чаще мажущими кровяными выделениями из половых путей, не связанными с менструальным циклом). Но встречается и такой вариант развития событий, когда полип эндометрия не дает о себе знать и обнаруживается случайно, в ходе профилактического осмотра (диспансеризации).

Еще один вариант гиперпластического процесса эндометрия – атипическая гиперплазия. Фактически это пограничное состояние между онкопроцессом и просто нарушением состояния эндометрия. Заключение по варианту гиперплазии (простая или атипическая) мы получим от патоморфолога, по итогам гистологического исследования биоматериала (после проведения Пайпель-биопсии эндометрия или гистероскопии с биопсией эндометрия, или по итогам раздельного диагностического выскабливания стенок тела матки и канала шейки матки).

Причины гиперпластических процессов эндометрия:

• Нарушения менструального цикла – нерегулярная овуляция, отсутствие овуляции.
  • Ожирение, сахарный диабет.
  • Неоднократные внутриматочные вмешательства;

Иммуногистохимические нарушения состояния эндометрия (речь о рецепторах к половым гормонам, которые расположены на поверхности клеток эндометрия и обеспечивают влияние половых гормонов на изменение структуры и рост эндометрия; о тканевых факторах роста).

Лечение гиперпластических процессов эндометрия возможно!

Варианты лечения гиперпластических процессов – консервативное (с помощью медикаментов) и хирургическое (гистерорезектоскопия, раздельное выскабливание матки и цервикального канала). Для принятия решения о методе лечения, в определенных ситуациях, проводят Пайпель-биопсию эндометрия. Это безболезненная процедура: тонким катетером из полости матки производят забор биоматериала (эндометрия) с целью исключения злокачественного процесса.

Консервативное лечение заключается в гормонотерапии с последующим ультразвуковым контролем состояния эндометрия. Если от медикаментозной терапии эффекта нет или клиническая ситуация так складывается, что необходимо не терять время, то проводят хирургическое лечение.

[table id=35 /]

Наши врачи составляют индивидуальную программу лечения патологии эндометрия для каждой пациентки. При этом мы учитываем состояние здоровья женщины, планы относительно рождения детей. Обычно курс складывается из нескольких этапов: развернутая диагностика, удаление разросшейся ткани, последующий прием лекарственных средств, ультразвуковой контроль за состоянием эндометрия.

Операция по удалению разросшейся ткани проводится при помощи гистероскопа – это специальный прибор, совмещающий диагностические и хирургические функции. Процедура не оставляет рубцов и не требует длительной реабилитации.

Записывайтесь на прием через сайт!

Руководитель экспертного центра женского здоровья, врач акушер-гинеколог, гинеколог-эндокринолог, гемостазиолог
Заместитель главного врача по КЭР, врач акушер-гинеколог, хирург
Врач акушер-гинеколог, гинеколог-эндокринолог, гемостазиолог