Что такое олигоастенотератозооспермия у мужчин

В основе ОАТ-синдрома лежит три различных, но связанных между собой изменения в спермограмме:

• Олигозооспермия – снижение концентрации сперматозоидов менее 15 млн/мл.
  • Астенозооспермия – снижение подвижности сперматозоидов, менее 32% прогрессивно подвижных (PR по критериям ВОЗ 2010 или категории A+B по предыдущим нормам ВОЗ) или с общей подвижностью ниже 40%.
  • Тератозооспермия – повышение концентрации сперматозоидов с измененной морфологией выше 4%. Оценка морфологии должна выполняться по строгим критериям Крюгера.

Причиной ОАТ-синдрома могут становиться различные заболевания или состояния.

Варикоцеле

В основе варикоцеле лежит варикозное расширение вен гроздьевидного сплетения в мошонке, которое приводит к застою венозной крови, перегреванию яичек, нарушению питания органов мошонки, развитию оксидативного стресса, что может серьезно сказаться на процессе развития и созревания сперматозоидов.

Нарушения гормонального фона

Чаще всего гормональные нарушения у мужчин проявляются в виде гипогонадизма (снижение уровня тестостерона). Причины его могут быть различными, начиная от физиологического возрастного снижения и до гипогонадизма вследствие повреждения ткани яичка в результате травмы или воспаления (например, ИППП или эпидпаротит).

При этом изменения уровня эстрогенов и пролактина также могут быть причиной развития ОАТ-синдрома.

Инфекции, в том числе половые

Основной механизм воздействия инфекций на сперматогенез заключается в повреждении или нарушении работы клеток, участвующих в развитии и созревании сперматозоидов. Вызывая воспаление, бактерии или вирусы разрушают клетки яичек и/или их придатков, что приводит к неправильному развитию сперматозоидов, а воспаление в предстательной железе (простатит) и семенных пузырьках (везикулит) – к нарушению состава спермы, из-за чего снижается подвижность сперматозоидов, также есть влияние на степень фрагментации ДНК сперматозоидов.

Генетические мутации

Чаще всего мы встречаемся с микроделециями AZF локуса короткого плеча Y-хромосомы, мутациями гена муковисцидоза CFTR, реже – с изменениями кариотипа. В зависимости от выраженности и вида мутаций мы можем наблюдать у мужчины ОАТ-синдром или как крайнюю степень – азооспермию (отсутствие сперматозоидов в эякуляте).

Другие причины

Существует также ряд других причин развития ОАТ-синдрома. Несмотря на то, что они встречаются реже, каждая из них требует обследования.

• Эндокринные нарушения: гипотиреоз, сахарный диабет.
  • Вредные привычки: злоупотребление алкоголем, курение, употребление наркотических препаратов.
  • Профессиональные вредности, неблагоприятная экологическая обстановка, а также прием некоторых токсических лекарств: от антибиотиков до химиотерапии.
  • Хронические заболевания, стресс и многие другие факторы.

К сожалению, примерно в 30% случаев причину олигоастенотератозооспермии установить не удается.

Диагностика

Диагноз ОАТ-синдром установить не сложно, его ключевые признаки (писали о них выше) легко выявляются эмбриологом при проведении спермограммы. Основой диагностики являются правильная подготовка к сдаче спермограммы и качественная андрологическая лаборатория – как в нашей клинике.

Выявление же причин ОАТ-синдрома – процесс более сложный, зачастую длительный и многоступенчатый, поэтому на данном этапе необходимо обратиться к врачу урологу-андрологу, который составит план обследования, правильно оценит его результаты, что позволит назначить эффективное лечение.

Лечение ОАТ-синдрома

В лечении олигоастенотератозооспермии, как и в лечении большинства причин мужского бесплодия, существует несколько основных направлений.

В первую очередь необходимо устранить основное заболевание, которое привело к развитию олигоастенотератозооспермии. Назначают операция при варикоцеле, антибактериальную и противовоспалительную терапию – при простатите, антиоксиданты – при повреждении ДНК и тому подобное. Необходимо прекратить воздействие вредных факторов на сперматозоиды (чаще всего – бросить курить), оптимизировать образ жизни, в том числе половой.

При недостаточной эффективности, а также в случаях, когда бесплодие связано с эндокринными нарушениями, применяется стимуляция сперматогенеза с помощью гормональных препаратов. В целом это те же препараты, которые используют гинекологи-репродуктологи при стимуляции суперовуляции в цикле ЭКО. Назначая их по специальной схеме, можно добиться значительного улучшения качества спермы. Схемы гормональной терапии довольно сложные, всегда подбираются индивидуально, и назначить их могут только андрологи с большим опытом работы.

Вспомогательные репродуктивные технологии при ОАТ-синдроме могут применяться как в случае неэффективного консервативного лечения, так и в случае, когда мужчина по каким-либо причинам не может или не хочет получать терапевтическое лечение. В таком случае даже при значительно выраженном ОАТ-синдроме возможно проведение ЭКО с ИКСИ или ЭКО с ИКСИ+ПИКСИ, однако стоит отметить, что эффективность ЭКО с предварительной терапевтической подготовкой мужчины намного эффективнее, чем без нее.

Тяжелая степень олигоастенотератозооспермии: что это и как лечить?

При тяжелой степени олигоастенотератозооспермии мы рекомендуем вспомогательные репродуктивные технологии. Даже если есть вероятность полного выздоровления, лучше не откладывая заморозить сперматозоиды – при условии, что они не пропали полностью, и можно получить образцы для криоконсервации. Это поможет обзавестись генетическими родными детьми в будущем. Планировать ЭКО или ИКСИ тоже следует максимально оперативно. С учетом качества спермы для зачатия путем экстракорпорального оплодотворения может потребоваться большее число попыток, чем при здоровой сперме.

Прием (осмотр, консультация) врача-уролога (андролога) 4 500
Дистанционная консультация врача-уролога (андролога) 4 000